29 октября 2019 года, в день памяти св. великомученика Лонгина сотника, участники клуба «Я шагаю по Москве», который функционирует в рамках программы мэра столицы «Активное долголетие», посетили церковь святителя Димитрия Ростовского в Очакове. |
29 октября 2019 года, в день памяти св. великомученика Лонгина сотника, участники клуба «Я шагаю по Москве», который функционирует в рамках программы мэра столицы «Активное долголетие», посетили церковь святителя Димитрия Ростовского в Очакове.
Их приветливо встретила общественный методист храма, преподаватель воскресной школы Александра Олеговна Малышева.
Она рассказала об истории этой древней церкви, людях, с ней связанных, а также о главных святынях храма:
– иконе святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей,
- образе Пресвятой Богородицы «Толгская»,
- мощевике с частицами мощей прп. Сергия Радонежского, Димитрия Солунского и других святых.
Особое внимание в своём рассказе Александра Олеговна уделила жизни и деяниями святителя Димитрия Ростовского (1651-1709), автора грандиозного по своим масштабам труда - Четий-Миней (Житий святых) на весь год. Для москвичей особо интересен московский период жизни Святителя.
«Димитрий, прибыв в Москву в феврале 1701 года, не застал уже в живых благодетеля своего, патриарха Адриана, и приветствовал государя [императора Петра I] красноречивым словом, в котором изобразил достоинство царя земного, как носящего на себе образ Христов. Месяц спустя, на 50-м году от рождения, был он рукоположен в митрополита Сибирского преосвященным Стефаном Яворским, митрополитом Рязанским, который и сам недавно возведен был в сан этот из игуменов Киевского Николаевского монастыря с назначением в местоблюстители патриаршего престола. Ему поручено было от царя заведование всеми делами упразднённой патриархии. Однако здоровье нового митрополита Сибирского, поколебавшееся от непрестанных занятий, не в силах было бы бороться с суровым климатом дальней его епархии, и притом любимый предмет занятий всей его жизни остался бы неоконченным. До такой степени тревожила мысль эта любителя святых, что он даже впал от того в тяжкую болезнь, и благосклонный государь, узнав при своём посещении о причине болезни, успокоил его царским словом и дозволил на время остаться в Москве в ожидании ближайшей епархии.
Не без промысла Божия продлилось более года пребывание его в столице; пришелец Малороссии имел время познакомиться с деятелями государственными и церковными того края, куда вызван был святительствовать в трудную годину преобразований.
В Москве началась и дружественная связь его с митрополитом Стефаном, которого мало знал в Киеве; они поняли друг друга, и приязнь их основана была на взаимном уважении, хотя святой Димитрий всегда старался воздавать глубочайшее уважение местоблюстителю патриаршего престола, как бы самому Патриарху.
Во время продолжительной своей болезни в кельях Чудова монастыря, сблизился он с некоторыми учеными из монашествующих, Кириллом и Феодором, которые были справщиками типографии; тут же нашел и своего старого друга инока Феолога, и все трое оказали ему впоследствии много услуг для его учёных занятий, по предмету которых вел с ними постоянную переписку.
Книги о житиях святых и частое проповедание слова Божия приобрели ему в Москве любовь и уважение знатных лиц. Вдова царя Иоанна Алексеевича, царица Параскева Феодоровна, пользовавшаяся особенным вниманием императора, была исполнена глубоким уважением к святителю.
Между тем скончался Иоасаф, митрополит Ростовский, и государь, ещё более оценивший заслуги святителя Димитрия, повелел перевести его на вновь открывшуюся кафедру». (Православный календарь).
После беседы в храме участники клуба «Я шагаю по Москве» познакомились с его внешним обликом. Большое впечатление произвели мозаичные иконы, а также фрески на стенах церкви, выполненные с большим мастерством.
Закончилась экскурсия дружеским чаепитием в трапезной храма, за которым продолжился разговор о храме и тех проектах, которые здесь осуществляются под духовным руководством о. настоятеля, протоиерея Димитрия Иванова (воскресная школа, молодёжное служение, социальные проекты).
По завершении программы участники клуба и студенты Колледжа № 26 КАДР во главе с Лидией Сергеевной Бобровой тепло поблагодарили Александру Олеговну и в её лице сотрудников храма за интересный рассказ и тёплый приём.
***
Наша сердечная благодарность о. настоятелю, протоиерею Димитрию Иванову за благословение на посещение храма.
Благодарим за прекрасную организацию экскурсии методистов Тамару Николаевну Федоткину и Надежду Евгеньевну Голубеву.
Ещё и ещё раз благодарим за содержательный рассказ и чаепитие Александру Олеговну Малышеву.
* * *
Очаково – одно из старейших населенных мест Подмосковья. О времени его начала можно сказать лишь весьма приближенно, то есть судить по первым упоминаниям в источниках (как, собственно, и о Москве и вообще о всех древних поселениях).
Впервые Очаково упоминается в связи с именем знаменитого боярина, воеводы, героя Куликовской битвы, выходца с Юго-Западной Руси, точнее с Волыни, Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского и его ближайших потомков. Селения Волынское и Давыдково на реке Сетуни и Очаково на ее притоке реке Вешке составляли единое и нераздельное владение рода Волынских.
После Смутного времени Волынское переходит в руки известного воеводы, а затем боярина князя Афанасия Васильевича Лобанова-Ростовского (1623).
При князе Якове Лобанове-Ростовском Очаково стало селом. Его стараниями здесь была возведена церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. В 1717 г. он подал прошение в Вотчинную коллегию, где добивался утверждения за священником и клиром новопостроенной деревянной церкви уступленных им для них земли и покосов. Документы не указывают, в каком году была освящена эта церковь, но поскольку из прошения явствует, что она «новопостроенная», 1717 год или несколько раньше – вот дата основания этого храма, ведь стоили деревянные сооружения быстро.
Следующая памятная дата в его истории – 1757 год.
В 1757 году Очаковым владеет тайный советник, президент Берг-коллегии Михаил Степанович Опочинин. По его тщанию и строится в Очакове каменный храм святителя Димитрия, митрополита Ростовского, единственный сохранившийся до нашего времени памятник в Очакове. Святитель и Чудотворец Димитрий, митрополит Ростовский – тогда новопрославленный святой Русской Церкви.
Есть все основания считать, что церковь сразу создавалась в камне. После постройки (годом окончания строительства считают 1759 или 1761) вплоть до наших дней храм не претерпевал существенных переделок, хотя поновления, конечно, были.
Храм представляет из себя четверик с гранёной апсидой, выполненный в стиле позднего русского барокко. Колокольня соединяется с храмом посредством небольшой трапезной. Это говорит о том, что храм и колокольня были построены одновременно.
В 1781 году Очаково покупает ректор Московского университета, автор знаменитой в свое время «Россиады» Михаил Матвеевич Херасков, который поселяется здесь вместе с сводным братом Николаем Никитичем Трубецким. Жизнь усадьбы преображается; сюда, недалеко от Москвы спешат многие гости. Упоминание Очакова нередко в переписке современников. Сообразуясь с духом времени, Херасков и Трубецкой построили в Очакове всевозможные декоративные сооружения – гроты, эрмитажи, беседки, павильоны. Они были украшены в соответствии с литературными вкусами хозяев усадьбы.
Жизнь в Очакове проходила в литературных чтениях, беседах и любительских спектаклях. К сожалению, большинство участников литературного кружка Хераскова, особенно Трубецкие, были членами масонских лож – это было увлечение того времени.
В Очакове у Хераскова жил крупный учёный-физик, переводчик, театрал, с 1805 года ректор Московского Университета Петр Иванович Страхов. Вместе со Страховым у Хераскова жил поэт, крестьянский сын Ермил Иванович Костров. Ермил Иванович глубоко чтил великого русского полководца А.В. Суворова и воспевал его подвиги в своих стихотворениях, а сам Суворов очень тепло относился к поэту и переписывался с ним.
В 1807 году М.М. Херасков умер, вместе с ним ушло в прошлое и его Очаково. А вскоре пришла «гроза двенадцатого года». Любивший Очаково И.М. Долгорукий побывал в нём после изгнания французов и лаконично отметил: «Теперь это всё руины, всё мертво».
Нашествие французов и Отечественная война 1812 года затронули Очаково самым непосредственным образом. Отступающий вместе с Русской армией штаб Кутузова временно остановился в пустынной местности в версте от Очакова, там, где впоследствии был построен железнодорожный разъезд Очаково, а позже станция, являющаяся центром нынешнего Очакова.
После занятия села французами в нём возник пожар. В его пламени погибла деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы.
В 1812 году Очаково приобретает тайная советница Екатерина Николаевна Нарышкина. Русская традиция, побудили её перестроить в 1813 году один из двух своих усадебных домов под церковь. Освятили новый храм во имя Живоначальной Троицы.
Неизвестно, когда Димитриевский храм стал приходским.
…И вот мы уже на исходе ХIХ столетия - эпохи предгрозовой, времени духовного упадка.
В последней четверти прошлого столетия (с 1874 года) в московском храме свв. Константина и Елены, а позднее в кремлевском Архангельском соборе служил замечательный, необыкновенного милостью Божией духовного дара проповедник и один из лучших духовников того времени протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров, к которому шли со всей Москвы. Он жил на окраине Очакова и ходил в Димитриевскую церковь. Сюда приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, давал духовные советы, проповедовал. Здесь он диктовал письма и проповеди.
…3 мая 1922 года в соответствии с декретом СНК, подписанным Лениным, из церквей села производилось изъятие церковных ценностей.
Храм Живоначальной Троицы закрыли в 1930 году. Храм святителя Димитрия Ростовского – между 1934 и 1940 гг.
…В 1992 году церковь во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, была передана верующим, и вот уже семнадцать с лишним лет она живёт и действует. (По материалам сайта Димитриевского храма).
Материалы по теме:
|