Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования




Основные разделы:
Аннотация:

27 марта 2018 года прошло очередное выездное занятие клуба «Я шагаю по Москве. Золотые купола». Оно было посвящено знакомству с храмом Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках...

Другие репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских...

(См. далее...)

Архив репортажей:
Видео/аудио

30 декабря 2023

Памяти Педагога. Татьяна Ивановна Петракова

22 декабря 2023 года завершилась земная жизнь Татьяны Ивановны Петраковой, замечательного человека, доктора педагогических наук, профессора, президента общественного объединения «Алтарь Отечества», председателя Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, главного редактора интернет-портала «Вера...

(См. далее...)

События:
27 марта 2018


Алтарь Отечества | Изучение традиционных религий

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Посещение храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках

Фоторепортаж об очередном занятии клуба «Я шагаю по Москве. Золотые купола», прошедшем 27 марта 2018 года в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках



    


27 марта 2018 года прошло очередное выездное занятие клуба «Я шагаю по Москве. Золотые купола». Оно было посвящено знакомству с храмом Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская набережная, 32), который находится у Москва-реки, напротив Кремля.

Провёл занятие диакон Иоанн Грузинов. Он рассказала об истории Софийской церкви и её святынях, о трудной судьбе храма в послереволюционные годы, о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений в 2004 году.  

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы - Кремля, в местности, заключённой между основным руслом Москвы-реки и её прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название «Болота». Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, – ближе к Дому на Набережной.

Впервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Около Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум перед тем, как его выслали из Москвы.

B пожар 1812 года Софийская церковь пострадала незначительно.  Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 года прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».

После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.

В марте 1862 года протоиерей А. Нечаев и церковный староста С.Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших».

Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 году. Колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 году.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности Православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери.

Сооружение колокольни приходилось на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. Кроме того, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок. От строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

14 апреля 1908 года храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров. В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра.

На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

О судьбе храма в первые послереволюционные годы известно немного. В 1918 году новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей. В 1922 году была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 году все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский). С 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к Патриарху Тихону. Митрополит Тихон скончался в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

В 1923 году по представлению митрополита Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. 14 сентября 1923 года управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках – впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось  чуть  позже. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве. Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия.

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области. Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был повторно арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме Москвы. Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Но храм удалось закрыть не сразу. Следующее постановление о закрытии храма Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 году. После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 года было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками. Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов.

В 1960 годы здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры. В 1972 году было проведено исследования живописи храма. В 1974 году начались реставрационные работы. Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 года реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: «Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения».

В 1992 году здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургияпервая с тех мрачных времен запустения.

В 2013 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни «Взыскание погибших». (По материалам сайта храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках).

После рассказа собравшиеся имели возможность подняться на колокольню с храмом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподдельный восторг вызвали у участников клуба прекрасная панорама столицы, открывающаяся с высоты птичьего полёта, близость соборов и башен Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, стальная лента реки.

Они осмотрели также внутренний интерьер прекрасно отреставрированного храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

До начала экскурсии члены клуба соборно помолились о погибших в Кемерове на панихиде, которую провёл иерей Константин Кувшинников.

После экскурсии в помещении воскресной школы прошло чаепитие.

***

Благодарим от всей души за содержательный рассказ и русское гостеприимство диакона Иоанна Грузинова.

***

В следующий вторник, 3 апреля 2018 года, занятие клуба пройдёт в Городском методическом центре: Товарищеский переулок, 22, актовый зал. Начало в 18 часов.

***

Занятия клуба «Я шагаю по Москве (Золотое кольцо Москвы)» предполагают знакомство с историей и культурой храмов столицы. Они проходят по вторникам на площадке Городского методического центра — ГМЦ (Товарищеский переулок, 22) в рамках проекта «Активное долголетие». Не реже одного раз в месяц бывает экскурсия в один из храмов Москвы.

Программа подготовлена Ярославом Сергеевичем Мигдисовым, методистом ГМЦ, членом совета Ассоциации учителей православной культуры.

Организаторы программы – Отдел ОРКСЭ Городского методического центра Департамента образования города Москвы, Ассоциация учителей православной культуры, общественное объединение «Алтарь Отечества».

Руководитель клуба – председатель Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, президент общественного объединения «Алтарь Отечества» доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Петракова. Староста группы – член совета общественного объединения «Алтарь Отечества», руководитель паломнических и экскурсионных программ Ирина Евменьевна Кознова: 8 903 579 37 58.


Вера и Время


Материалы по теме:


Сайт храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках




Знакомство с храмом Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
    
    
    
    
    
    
На колокольне
    
    
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на колокольне
    
    
После занятия - дружеское чаепитие
    
Лица
    
    
Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)





Анонсы
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)


2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024