Фоторепортаж о цикле уроков «Во славу русского солдата», прошедших в феврале-марте 2017 года в Донецке в рамках Дней православной книги, которые провёл А.В. Баранец («Алтарь Отечества») при поддержке Городского методического центра Управления образования Администрации г.Донецка |
В феврале-марте 2017 года по инициативе председателя Донецкого отделения Межрегиональной общественной организации «Алтарь Отечества» Андрея Васильевича Баранца и при поддержке Городского методического центра Управления образования Администрации города Донецка проходит третья серия уроков чтения для учащихся 10-11 классов под общим названием «Во славу русского солдата». Они проводятся в рамках Дней православной книги.
На уроках-рассуждениях перед ребятами ставятся вопросы:
Какую роль играет чтение в вашей жизни? Влияет ли оно на семейные отношения, на желание заниматься спортом, на межличностные отношения? Может ли чтение нас обезопасить, сохранить жизнь? Развивают ли книги наши внутриличностные качества?
Ребята рассуждают о том, что такое подвиг, в чём он состоит, легко ли его совершить. Обсуждается разноплановость описываемых авторами-прозаиками ситуаций, в которые попадали герои литературных произведений.
Был ли в этих произведениях описан подвиг? Если да, то в чём он состоял. Каким образом поступки одних героев влияли на внутреннее состояние других?
Урок строится по принципу опоры на первоисточник – художественные произведения советских авторов времён Великой Отечественной войны.
В ходе уроков разбираются такие произведения, как «Песня» Константина Симонова. После краткого пересказа рассказа, ребятам предлагается ответить на вопросы:
Чей подвиг был описан в рассказе, кто его совершил, в чём состоял подвиг санитарки, в чём заключался подвиг раненых, можно ли говорить о том, что один подвиг порождал другой, совершил ли подвиг водитель?
На уроке поднимается также тема женщин на войне. Рассказывается о знаменитом полке женщин-бомбардировщиц, о том, на каких самолётах они летали на задание и почему фашисты называли их «Ночными ведьмами». Ведётся разговор и о молоденькой девушке, медицинской сестре, Зине Туснолобовой, об истории её подвига на поле боя и истории её мужественности после ампутации конечностей. Говорится о силе духа Зины, о её выступлениях на заводе перед тружениками тыла, перед бойцами. Подчёркивается сила слова и сила духа Зины.
Ещё одним рассказом, на котором строится урок чтения, является произведение Бориса Полевого «Последний день Ивана Кузьмича». В данном произведении автор урока подчеркивает важную мысль о вневременности подвига, о том, что подвиг не имеет возраста и не зависит от него.
Касаясь рассказа Валентина Катаева «Флаг», ребята вместе с Андреем Васильевичем рассуждают о мужестве поступка военнослужащих, находящихся на острове, о том, символом чего стал флаг, о чём думали военнослужащие, когда ночью шили флаг из обрывков красной ткани.
Уроки каждый раз вызывают живой отклик у учащихся. Школьники записывают названия упоминаемых литературных произведений для того, чтобы впоследствии прочитать их.
Об этом свидетельствуют отзывы педагогов и старшеклассников:
«На встречу собрались десятиклассники. Тема беседы не была известна, и поэтому ребята слегка нервничали. Но, буквально, с первых слов Андрей Васильевич завладел вниманием аудитории. Его речь была проста, и поэтому понятна ребятам. Гость кратко рассказал о нескольких произведениях о Великой Отечественной войне, но таким понятным языком, что каждый будто сам за это время прожил жизнь героев. И тогда стал явен и понятен смысл таких слов, как «подвиг», «мужество». А еще захотелось сразу же прочитать эти рассказы, чтобы еще раз встретиться с их героями. Когда Андрей Васильевич уже ушел, мы с ребятами обменялись своими впечатлениями от встречи. И вот таков итог: в современном мире, когда очень тяжело понравиться и повести за собой подростков, Андрею Васильевичу это удалось, причем за короткое время. Прощаясь с ним, ребята просили приехать еще. А выходя из класса и все еще обсуждая эту встречу, лицеисты, встретив друзей из других классов, делились с ними своими впечатлениями. И потом со словами: «Мы тоже хотим встретиться с этим человеком!», - дети обратились к своим классным руководителям» (Лицей № 37).
«Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти, и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. Именно о таких книгах говорил Андрей Васильевич. Обучающиеся с замиранием сердца слушали рассказчика. Узнали много интересного о судьбе героев Б. Полевого, К. Симонова, М. Шолохова и других авторов. Лектор обратил внимание ребят на то, что обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это вечный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом, победившим фашизм. Сегодня, когда такое огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию молодёжи, подобные встречи и уроки необходимы. Мы уверены, что опыт Великой Отечественной войны нельзя забывать. Молодежь читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны, безусловно, будет представлять высокий потенциал для будущего нашего государства. Уважаемый Андрей Васильевич и методисты городского методического центра, мы рады сотрудничать с вами. От первой встречи с Вами в октябре 2016 года дети были в восторге. Стали больше интересоваться чтением классической литературы. Спасибо вам за уроки чтения. Ждём встречи с Вами!» (Гимназия №33).
***
Благодарим от всего сердца Андрея Васильевича Баранца, председателя Донецкого отделения общественного объединения «Алтарь Отечества», за его великие труды по патриотическому воспитанию молодёжи, формированию любви к чтению вообще и русской литературе в частности, труды, взятые им на себя по зову сердца и проводимые на общественных началах. Этот удивительный человек любит и умеет говорить с ребятами на серьёзные темы, вызывая отклик в их душах.
Благодарим сердечно Городской методический центр Управления образования Администрации города Донецка за поддержку и помощь в проведении уроков. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в осуществлении проектов, равно значимых для России и для Донецкой Народной Республики.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
|