Фоторассказ о заседании рабочей группы по доработке госстандарта по Основам религиозных культур и светской этики, прошедшем 16 февраля 2017 года в Минобрнауки России |
16 февраля 2017 года в Министерстве образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере общего образования) состоялось заседание рабочей группы по вопросам детализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования к предметным результатам освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
В обсуждении приняли участие учёные, педагоги, методисты, а также представители ряда религиозных конфессий: сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви диакон Герман Демидов, заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и Игорь Витальевич Метлик, заведующий научно-методическим кабинетом Синодального ОРОиК), представитель буддийских организаций.
Возглавил обсуждение заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Алексей Геннадьевич Благинин.
Руководитель рабочей группы – Валерий Александрович Тишков (РАН).
Следующее заседание состоится в конце февраля.
***
В ходе совещания обсуждались подходы к выработке требований ФГОС к предметным результатам образования по ОРКСЭ. Состоялась дискуссия по вопросам реализации и развития предметной области ОРКСЭ. В ее рамках была отмечена необходимость дальнейшего развития преподавания религиозных культур и светской этики по выбору на основной ступени общего образования в логической преемственности предметных областей ОРКСЭ и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), а также улучшения качества преподавания отдельных модулей.
Представители Синодального отдела особо подчеркнули, что в соответствии с решением высших органов государственной власти в 2009 году о преподавании религиозных культур и светской этики по выбору, изменения в содержании образования и требованиях к его освоению должны формулироваться по каждому модулю ОРКСЭ в соответствии со спецификой его содержания и образовательных задач. Подчёркивалось, что с учетом законодательства изменения содержания образования по конфессиональным дисциплинам ОРКСЭ и требований к их освоению, имеющих характер нормативных, обязательных целевых указаний для работников образования, должны обсуждаться и приниматься при участии соответствующих религиозных организаций (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 87, части 3, 6).
В ходе обсуждения реализации неконфессиональных модулей ОРКСЭ было предложено скорректировать содержание религиоведческого модуля, ограничив его рамками традиционных для России религиозных культур, исключив из его содержания сведения о других религиях и верованиях, как не относящиеся к основной задаче этого модуля – знакомству учащихся с культурой крупнейших российских религиозных конфессий.
В части совершенствования содержания образования и требований к предметным результатам по «Основам светской этики» были высказаны суждения о необходимости акцентировки содержания этого модуля на общих, базовых российских ценностях и нормах, исключая возможности противопоставления традиционной религиозной морали и светской этики как философско-атеистической, нерелигиозной.
В ходе совещания была достигнута договоренность о совместной работе с привлечением представителей заинтересованных религиозных организаций к обсуждению возможных изменений в содержании и требованиях ФГОС к предметным результатам образования по религиозным культурам.
В Синодальном отделе в ближайшее время будут подготовлены и направлены в Министерство образования и науки соответствующие предложения (По материалам портала «Православное образование»).
|