Фоторепортаж о заседании актива Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, которое прошло 12 февраля 2017 года в Доме Нащокина в Гагаринском переулке |
12 февраля 2017 года знакомством с выставкой «Небесный Иерусалим Дионисия» в Доме Нащокина в Гагаринском переулке (этот особняк снимал в 1831-1832гг. друг Пушкина Павел Воинович Нащокин), которую представила Екатерина Владимировна Данилова, началось заседание актива Ассоциации учителей православной культуры города Москвы.
В повестке дня:
1. итоги Рождественских чтений;
2. обсуждение концепции государственного музея (центра) Дмитрия Пожарского (представила Вера Алексеевна Кирюхина, руководитель школьного Музея Пожарского);
3. план на I квартал 2017 года.
Возглавили заседание руководители Совета московской Ассоциации Татьяна Ивановна Петракова и Алексей Юрьевич Соловьев.
ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ:
- одобрить концепцию музея Д.М. Пожарского, представленную В.А. Кирюхиной, предпринять ряд мер для её реализации;
- обратить особое внимание на празднование Дня народного единства как праздника, объединяющего разные исторические эпохи и людей разных национальностей, вероисповедания, мировоззрения;
- продолжить обсуждение итогов Рождественских чтений на следующих заседаниях Ассоциации;
- одобрить план на февраль и I квартал 2017 года;
- выразить сердечную благодарность куратору выставки «Свет фресок Дионисия - миру» Екатерине Владимировне Даниловой за постоянное сотрудничество с педагогами Москвы.
***
Экспозиция-презентация проекта «Свет фресок Дионисия - миру».
Выставка Юрия Холдина «Много званых»
Современной России - наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление, из тех, что включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, мы можем показать всему миру. Показать именно так, чтобы зритель мог сказать: «Мы видим глазами самого художника, сотворившего чудо». Именно эта участь - большой отдалённости от культурной столицы не миновала и знаменитые фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. О проекте фотохудожника Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия - миру», который ровно 10 лет назад впервые предстал перед толпами московских ценителей искусства в залах Государственной Третьяковской галереи, за долгие годы его передвижного экспонирования по различным российским и зарубежным площадкам, сложилось устойчивое впечатление как о новой жизни Ферапонтовского шедевра.
Нестроения в духовно-политической жизни Москвы в конце XV века побудили самого почитаемого в те годы столичного иконописца удалиться в монастырь, расположенный в небольшой вологодской деревне, где он создал творение, ставшее вершиной выражения духовных и художественных идеалов Святой Руси. На фоне невероятного масштаба утрат произведений этой эпохи, принадлежащих кисти Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и их сподвижников, Дионисию повезло значительно больше. Он был очень плодовит, но сохранилось немного, а в целостности и первозданности до нас дошли только фрески Ферапонтова монастыря, благодаря трудам в нём Дионисия прославленного, но по-прежнему остающегося малодоступным для широкой аудитории.
В чём же подлинное значение светоносной стенописи великого мастера, художественные достоинства работ которого сопоставимы с творениями его европейских современников - Микеланджело и Леонардо да Винчи? Могли ли мы, преемники его уникального наследия, понять и оценить гений Дионисия, многие десятилетия видя и изучая его фрески по субъективным копийным интерпретациям или полиграфическим оттискам с искажённой цветопередачей? Не говоря уже о неизбежной фрагментарности знакомства с оригиналом: проблема сохранности древнего памятника ограничивает время рассматривания трёхсот стенописных композиций до 15-30 минут. Да и возможности увидеть с пола, образы, расположенные на большой высоте, невелики. При большом авторитете в узком кругу специалистов, для широкой публики имя великого иконописца так и оставалось на обочине истории, пока не возник материал, позволивший не только говорить, но и видеть воочию, что Дионисий - это не имя, принадлежащее истории культуры Вологодской области или деревни Ферапонтово, а имя России.
Успех выставки и изданий Холдина, бесспорные достижения созданного им материала, казалось, не могли не обратить на себя внимания тех, кто за сохранение великого достояния национальной культуры отвечает перед народом? Ведь создан беспрецедентного уровня и качества материал, позволивший неперемещаемую ценность переместить во времени и в пространстве. И надо сказать, что это произошло в истории искусства впервые, а значит не с чем сопоставить. Через пять веков Дионисий вернулся в Москву, стал изучаем и доступен. Жизнь его творения спустя столетия озаряет нас светом с новой силой, давая возможность доступности к созерцанию замысла великого художника в полноте, недостижимой в месте бережно хранимого оригинала.
Развитие дела не останавливалось, даже после трагически оборвавшейся жизни Холдина, создавшего команду единомышленников для его творческого продолжения. Завершение печати Ферапонтовского цикла фотохудожника длилось 8 лет после его трагического ухода. Казалось бы - это фотография, предполагающая возможность тиражирования. Как понять столь долгий процесс печати? И почему все эти годы поднимается вопрос о неповторимости цвето-колористического повтора печати на том качественном уровне, как это удалось специалистам, подготовленным Холдиным к завершению начатого им труда? Вопросов много, и они требуют внимательного взгляда и анализа, ведь решены задачи, никогда прежде не возникавшие в истории мирового фотоискусства при выставочном представлении подобных памятников. Высокий художественный потенциал в равной степени, как и просветительская программа работы с проектом, за последние годы оказались широко востребованы образовательными учреждениями страны.
Фонд «Фрески Руси», многие годы работающий с проектом «Свет фресок Дионисия - миру», при поддержке ЦС ВООПИиК с 24 февраля по 20 марта 2016 года приглашает всех, неравнодушных к будущему нашей культуры и проблемам образования наших детей на особую акцию, устраиваемую ради объяснения многих накопившихся о выставке вопросов. Наше приглашение обращено ко всем ценителям русского искусства, особенно к тем, кто отвечает сегодня за сохранение нашего национального культурного наследия. Мы приглашаем к диалогу, чтобы совместными усилиями найти возможность - обеспечить общедоступность и сохранение полного Ферапонтовского цикла Юрия Холдина для музейного фонда Москвы. (http://www.dionisy.ru/)
Дионисий
(от 1430-1440 до 1502-1508)
Творчество Дионисия получает широкую известность и признание современников с шестидесятых годов XV века. Самые ранние из известных работ художника - фрески собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре созданы между 1467 и 1476 годами. В 1481 году Дионисий создает фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Приблизительно в то же время им написаны иконы для деисусного чина Спасо-Каменного монастыря. Во второй половине восьмидесятых годов XV века Дионисий расписывает Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря и создает иконы для иконостасов нескольких церквей этой обители. После 1483 года (точное время не установлено) Дионисий работает над фресками церкви Спаса в Чигасовом монастыре. В 1499/1500 годах им написаны иконы для Павло-Обнорского монастыря: «Спас в силах», «Распятие», «Уверение Фомы». Большая часть работ, известных по историческим источникам, не дошла до нашего времени. Сохранились некоторые иконы его письма. Среди них «Одигитрия» московской церкви Вознесения, «Сошествие во ад», образ «Одигитрии» и другие иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (около 1502). Из приписываемых Дионисию наиболее известны житийные иконы «Дмитрий Прилуцкий» из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексий» из Успенского собора Московского Кремля. В этой связи поистине бесценен дошедший до нас в уникальной сохранности и почти в первозданном виде полный цикл фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502), который расположен в 570 км к северу от Москвы (ныне Вологодская область). (http://www.museum.ru/N61009)
***
Благодарим сердечно всех участников заседания московской Ассоциации учителей православной культуры, особенно Ирину Александровну Галицкую, Елену Владимировну Макарову, Алексея Юрьевича Соловьёва (Алексея Юрьевича - за блестящую идею провести заседание в рамках художественной выставки), а также выступивших с основательно подготовленными материалами Людмилу Васильевну Сурову и Веру Алексеевну Кирюхину.
Благодарим протоиерея Константина Буфеева, который привёл на эксурсию прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, где он является настоятелем.
Наша особая благодарность - Екатерине Владимировне Даниловой, куратору выставки «Небесный Иерусалим Дионисия» в фотографиях Юрия Холдина (Екатерина Владимировна провела для нас в очередной раз блестящую экскурсию!) и её дочери Татьяне. Представляется важным, что мы не только говорили о проблемах образования и воспитания - значимых, актуальных! - но и (перед этим) окунулись в другой мир - мир тихой радости, созерцания, в золотой век иконописи, в мир Дионисия. И это позволило нам каким-то образом соотнести вечное и временное. Жаль только, что эта прекрасная выставка вместе с её неизменным организатором, хранителем, куратором и экскурсоводом Екатериной Владимировной опять уезжает из столицы. Хотелось бы, чтобы этой уникальной экспозиции нашлось место в нашем большом городе.
Благодарим руководителей Центрального Совета ВООПИиК! Хотелось бы бывать в этом доме почаще.
На выставке «Небесный Иерусалим Дионисия» | | | | | | Е.В. Данилова
| К.А. Крылов
| | | | | | | | | | Заседание актива Ассоциации учителей православной культуры | | | | | | Л.В. Сурова
| | И.А. Галицкая
| | | | | Фото на память
| В.А. Кирюхина
| К рассказу о Музее Пожарского
| Т.И. Лещева
| | | | | | Н.Н. Селянина
| | А.Ю.Соловьев, Т.И.Петракова
|
|