10 декабря 2019 года на площадке Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы в рамках программы «Активное долголетие» состоялась беседа П.Е. Григорьева , члена Союза художников России, дипломанта Российской академии художеств и ЮНЕСКО, участника росписи Храма Христа Спасителя, об образах Ветхого Завета в русской и западноевропейской традициях. |
10 декабря 2019 года на площадке Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы в рамках программы «Активное долголетие» состоялась беседа П.Е. Григорьева, члена Союза художников России, дипломанта Российской академии художеств и ЮНЕСКО, участника росписи Храма Христа Спасителя, об образах Ветхого Завета в русской и западноевропейской традициях.
Пётр Евгеньевич особое внимание уделил пророкам – ветхозаветным праведникам, возвещавшим иудейскому народу волю Бога. Пророк, в определённом смысле, есть олицетворение голоса совести, будящего религиозное чувство, т.к. его долг состоит в том, чтобы бороться против изменений и искажений в духовной жизни, которые уводят людей от стезей Господних. Народными трибунами, обличавшими неправду израильского народа, бичевавшими его вероотступничество, возгревавшими в нём религиозный дух, и были пророки.
Наиболее известны из них Самуил и Нафан, жившие в XI веке до Рождества Христова. Пророки Илия и Елисей в IХ веке до Р.Х. боролись с языческими соблазнами в среде израильтян. Исаия, пророк VIII века до Р.Х., предсказал пришествие в мир Спасителя. Пророки Иеремия и Иезекииль (VII и VI века до Р.Х.) дерзновенно обличали грехи своего народа и его правителей. Известны двенадцать так называемых малых пророков, оставивших после себя небольшие по объёму, но важные по глубине мысли тексты. Особо поучительна история пророка Даниила (VI век до Р.Х.), который в вавилонском плену оставался верен своему пророческому призванию и обратил к Богу идолопоклонников, искавших погибели пророка.
Завершает череду ветхозаветных пророков святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, который приготовил путь грядущему Мессии, Господу Иисусу Христу.
Лектор подробно остановился на творчестве Александра Ивáнова и его «пророческом» акварельном цикле, а также фресках Микеланджело в Сикстинской капелле. Он сравнил изображения святых в православной и западноевропейской традициях.
Говоря о церковном искусстве в целом, необходимо помнить, что оно включает в себя два, во многом различных, художественных направления: православное восточное и католическое западное. Основы церковного искусства Востока и Запада тождественны, но в ходе своего исторического развития они приобретают принципиальные отличия. Если восточное искусство смогло сохранить и, во многом, преумножить древние христианские традиции, основанные на символизме и глубокой одухотворённости, то западное искусство постепенно попадает под влияние различных светских течений, быстро растворяясь в которых, переходит в плоскость чувственно-эстетического восприятия. Однако в течение многих столетий два этих направления не развивались обособленно и часто, особенно в Синодальный период Русской Церковной истории, проникновение идей и образов с Запада ощутимо влияло на русское творческое наследие...
Беседа была выслушана с большим интересом. Выступающему было задано много вопросов.
Педагоги тепло поблагодарили Петра Евгеньевича Григорьева за содержательный рассказ.
После беседы состоялось традиционное чаепитие.
|